Ќаписанные и издававшиес€ в советское врем€ рассказы дл€ детей ¬ладимира  рупина, собраны автором в повесть "Ѕольша€ жизнь маленького ¬анечки". 
»здательство —ретенского монастыр€ 2017г.

∆изнь в деревне наполнена трудом, уважением к старшим, любовью к природе и животным. » это определ€ет будущее мальчика — ведь воспоминани€ детства как путеводные ма€чки свет€т всю жизнь, а те основы, которые человек получил в детстве, обычно определ€ют всю его дальнейшую жизнь.277142.b.jpg

ќт автора повести

ƒетство больше всей остальной жизни. ƒетство — главное врем€ нашей жизни. ќно навсегда. ≈го царапины, обиды, переживани€ со временем забываютс€, и остаетс€ одно — всесветное си€ние счасть€ быть на Ѕожьей земле. «ƒети, дети, куда вас дети?» — так весело и ласково говорила нам мама. “акое у нее было присловье. 

» во мне навсегда те теплые зимние вечера, когда мы залезали на печь и на полати, а мама читала нам книги.  огда € стал взрослым и вспоминал, как мы замирали, слуша€ ее, мама сказала, что очень жалела наши глаза: свет был плохой — коптилка или керосинова€ лампа, и вот, чтобы сохранить наше зрение, она читала вслух. 

Ќо мама сохранила не только наше зрение, она сохранила и наши сердца. ¬едь она читала книги удивительные: русские народные сказки и былины, ѕушкина, “ютчева,  ольцова, —урикова, Ќекрасова, ∆уковского. 

¬сю жизнь € помню свою первую книгу «–одные поэты». ¬начале € ее услышал. ѕотом прочел сам. 

» всегда мне хочетс€, чтобы в наших семь€х были такие минуты, а может, и часы, чтени€, когда взрослые читают, а деточки слушают. 

¬ этом — редчайшее единение душ и сердец.»ллюстрации к повести ¬. рупина1

»ллюстрации к повести ¬. рупина1

»ллюстрации к повести ¬. рупина1

»ллюстрации к повести ¬. рупина1

»ллюстрации к повести ¬. рупина1

ƒень-деньской 

¬ан€ ходит по двору, смотрит, все ли в пор€дке. ¬едь он - хоз€ин. ќ нем так и говор€т: "Ќаш хоз€ин". 

¬ан€ думает, что лучше его называть помощником. ќн помогает подметать двор, пилить дрова и укладывать их, носит корм курицам и козленку. 

«а это его хвал€т. ј вот если бы ¬ан€ был действительно хоз€ином, он бы многое переделал. —амое главное, переделал бы весь хлев.

¬ хлеву четыре отделени€. ќдно, самое большое, дл€ коровы.  орову зовут ƒекабринка, родилась в декабре. 

ƒругое отделение, поменьше, дл€ теленка, его зовут ‘евралик. ≈ще в хлеву загородка дл€ кур и совсем маленькое помещение дл€ козленка ѕрыгуна.

“ут многое несправедливо. ¬ан€ ни разу не видел, чтоб корова гул€ла по хлеву, она всегда стоит и жует. » когда корм дают - стоит, и когда ее мама доит - стоит, и когда  ол€ хлев чистит - тоже стоит. "’оть бы подвинулась!" - говорит ей  ол€, но ƒекабринка стоит. Ќу так вот, если корова все врем€ стоит, зачем ей такое огромное пространство? ќтдайте его теленку и козленку! ќни так страдают без простора.

ќсобенно ¬ане дорог козленок ѕрыгун. ќн, как и попугай, считаетс€ ¬анечкиным, но, по крайней мере, его кормить разрешают. 

Ётого козленка купил сам ¬ан€. ќни ездили с папой в поселок на мотоцикле, там продавали козл€т, и ¬ан€ как вцепилс€ в папу, так и не отпускал, пока папа не купил козленка. “акого беленького, такого крохотного, такого пушистого, пр€мо лучше кого угодно.

 огда ехали обратно, ¬ан€ сидел в кол€ске и держал козленка в руках. ќн вспоминал сказку про сестрицу јленушку и братца »ванушку и думал, что это не козленок, а заколдованный мальчик. ¬от он расколдуетс€, и они будут вместе играть.

Ќо козленок не расколдовалс€, а прыгать сильно любил, прыгал очень высоко. Ќазвали ѕрыгуном и заперли в хлев. «апирал его папа. ѕри этом приговаривал так, что ¬ан€ чуть не плакал:

- ќтсюда не выпрыгнешь!

¬ерба

¬есной самой первой среди кустов и деревьев зацветает верба. ¬ан€ долго не мог привыкнуть, что ее называют по-разному: ива, ветла, ракитник, тальник, краснотал... ј это все верба. ћальчишки лаз€т за ней по еще глубокому снегу. Ќаламывают полные руки и тащат домой. ¬ другой бы раз мама ругала за мокрую обувь и одежду, а тут нет. ќна берет веточку, на которой сид€т крохотные серенькие зайчики, и проводит ею по ладошке, по щеке.

¬еточки став€т в воду. ¬скоре вербные сережки станов€тс€ пушистыми, желтеют и, осыпа€сь, золот€т скатерть.

Ётой весной и ¬ан€ ходил за вербой. ¬есна вз€лась разом, та€ло дружно. ѕо улицам неслись просторные быстрые ручьи. –еб€та бросали в ручей щепочки и бежали р€дом, след€, чей корабль плывет быстрей.

ѕотом ручьи измельчали и вовсе пересохли. —охнущие заречные луга дымились под солнцем.

- —коро дикий лук вырастет, - мечтали реб€та.

¬есной они досыта наедались сиверихи - нежных, покрытых желтыми епесточками сосновых зародышей. » вообще, кажетс€, весной реб€та ничего и не ели, кроме этих шишечек, да дикого лука, да хвоща, и ничего, кажетс€, не пили, кроме березового сока.

¬ербные веточки не выбрасывали так просто. ќни очень живучие, и их втыкали во влажную землю на берегу. ƒругими веточками выгон€ли в поле коров. ƒедушка сказал, что таков старый кресть€нский обычай.

ј еще бывала забава, про которую дедушка сказал, что она тоже очень древн€€ и что они тоже так в детстве играли, это забава - в шутку стегать друг друга вербой. » при этом кричать:

- ¬ерба хлест - бей до слез!

- ¬ерба бела бьет за дело!

- ¬ерба красна бьет напрасно!

«емл€ высыхала и становилась теплой.  

Ќа печке

Ѕан€ и печка вылечивают от всех болезней. ѕочти от всех. “ак считает дедушка. » даже бабушка, всегда несогласна€ с дедушкой, в этом с ним соглашаетс€.

ѕростуда лечитс€ так. –ебенка, и дедушку тоже, по€т чаем с медом или малиной и посылают на печку, а там еще укрывают шубой. ѕотом потного, распаренного ребенка переодевают в сухое белье и на руках относ€т в кроватку. ƒедушку нести не надо, идет сам. ¬от и все лечение.

∆ивот лечитс€ еще проще. Ќадо лечь голым животом на гор€чие кирпичи и терпеть. Ќа животе потом долго остаютс€ отпечатки щепочек, а опилки приходитс€ выковыривать.

Ќо если бы даже печка ничего не лечила, ¬ан€ все равно бы любил ее. Ќа ней всегда хорошо. ¬ан€ сидит на печке и выдумывает про себ€, что он - ≈мел€ и что его печка может сама ездить по улицам.

- –азве можно было такую красоту ломать? - спрашивает дедушка.

Ёто он о сосед€х, о —анькиных родител€х. ќни сломали печку, перешли на паровое отопление. ” них в избе пусто.

¬ дальних углах печки сто€т старые валенки. »х не выбрасывают. ¬ них осенью зреют помидоры, не успевшие вызреть на гр€дке. ¬ огороде у помидоров скорее краснеет серединка, а в валенках - поверхность. ¬ан€ раз по п€ть, по дес€ть тревожит помидоры, провер€ет, не покраснели ли. »ногда съедает и желтыми.

«имой на печке сушатс€ валенки. ¬ечером их забрасывают, а потом  ол€ или чаще ¬ан€ залезают на печку и расставл€ют. ¬ середину став€тс€ высокие, толстые валенки отца и короткие, огромные валенки дедушки, а по бокам леп€тс€ валенки поменьше. ≈сли днем пилили дрова, то на валенках остаютс€ опилки и на печке пахнет смолой. ћамины выходные валенки-чесанки всегда чистые и аккуратные, а бабушкины гр€зные, подшитые. »х сушат отдельно. ¬ них бабушка ходит в хлев.

»ногда зимой бывает такой счастливый вечер, когда они почти всей семьей собираютс€ на печке и читают вслух. „итает  ол€. „итать вслух полезно, считает бабушка. Ќо если что-то  ол€ прочел заранее, то тут он вредничает, торопитс€, пропускает слова. ≈му неинтересно. ј ¬ан€ - наоборот, он может много-много раз слушать то, что понравилось. ¬ыучивает наизусть, берет в руки книжку и как будто бы читает: "—ивка-бурка, веща€ каурка, стань передо мной, как лист перед травой!"»ллюстрации к повести ¬. рупина1

»ллюстрации к повести ¬. рупина1
»ллюстрации к повести ¬. рупина1

»ллюстрации к повести ¬. рупина1

»ллюстрации к повести ¬. рупина3
»ллюстрации к повести ¬. рупина3

»ллюстрации к повести ¬. рупина2

»ллюстрации к рассказу  .ѕаустовского "  от-ворюга "

графика, карандаш»ллюстрации к рассказу  .ѕаустовского "  от-ворюга "

"...ћы пришли в отча€ние. ћы не знали, как поймать этого рыжего кота. ќн обворовывал нас каждую ночь. ќн так ловко пр€талс€, что никто из нас его толком не видел. “олько через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок гр€зного хвоста. Ёто был кот, потер€вший вс€кую совесть, кот- брод€га и бандит. «вали его за глаза ¬орюгой.

ќн воровал все: рыбу, м€со, сметану и хлеб. ќднажды он даже разрыл в чулане жест€ную банку с черв€ми. »х он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей. ќбъевшиес€ куры лежали на солнце и стонали. ћы ходили около них и ругались, но рыбна€ ловл€ все равно была сорвана...."

»ллюстрации к рассказу  .ѕаустовского "  от-ворюга "
»ллюстрации к рассказу  .ѕаустовского "  от-ворюга "
»ллюстрации к рассказу  .ѕаустовского "  от-ворюга "
»ллюстрации к рассказу  .ѕаустовского "  от-ворюга "

≈щЄ карандашные работы художницыTT-007-2.jpg

карандашTT-002-2.jpg

карандаш