-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Природа
Природа
20:06 16.09.2020
Фотографий: 169
Посмотреть все фотографии серии Мир
Мир
00:28 11.05.2018
Фотографий: 31
Посмотреть все фотографии серии Фотографы
Фотографы
07:56 20.08.2017
Фотографий: 111

 -Цитатник

♥Рубрики моего дневника ♥ - (4)

♥Рубрики моего дневника ♥ Новости (6366) Стихи (5566) ...

Модный трикотаж - Knitting M.a.g.a.z.i.n.e /214 2021/ - (0)

Модный трикотаж - Knitting M.a.g.a.z.i.n.e /214 2021/ https://www.liveinternet.ru/users/merlettka...

Дизайнерские модели - Filati - Lana Grossa /Home 73 2020/ DEU - (0)

Дизайнерские модели - Filati - Lana Grossa /Home 73 2020/ DEU https://www.liveinternet.ru/users/m...

Пуловер "Зимняя позёмка" - (0)

Пуловер "Зимняя позёмка"   Неровная пряжа созд...

Пончо, связанное по горизонтали /спицы/ - (0)

Пончо, связанное по горизонтали /спицы/   Разм...

 -Рубрики

 -Метки

in english Царское село акварель аудиокниги афоризмы великобритания видео видео уроки по вязанию времена года выпечка вязание вязание в интерьере вязание крючком вязание спицами городской пейзаж девушки десерт дети джемпер дизайн женский образ женский портрет женщина живопись животные жизнь журналы журналы на английском закуски здоровье зима игрушки иллюстрации искусство истории история картины китай книги кошки красота кулинария любовь мода музыка мысли вслух настроение натюрморты новогоднее меню новогодние рецепты новогодний стол новый год новый год и рождество осень открытки пейзаж пейзажи пожелания полезные советы поэзия праздники природа проза птицы пуловер путешествия размышления рамка рамки рамки разрезные рамки фш рамочка рамочки рекомендации рецепт рецепты рецепты здоровья рождественские рецепты рождество рукоделие с днем рождения самые интересные места на планете спицы ссылки стихи таланты уроки по вязанию уход за лицом философская лирика фото фотографии художник художники цветы цитата цитаты что приготовить на новый год шитьё это интересно юмор

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Akmaya

 -Подписка по e-mail

 


Шесть фрагментов из музыки Прокофьева, которые убедят вас в том, что ритм - это страшная сила

Четверг, 03 Декабря 2020 г. 21:39 + в цитатник
Цитата сообщения дракоша52 Шесть фрагментов из музыки Прокофьева, которые убедят вас в том, что ритм - это страшная сила

Шесть фрагментов из музыки Прокофьева, которые убедят вас в том, что ритм - это страшная сила

В начале ХХ века в музыке произошла смена власти. Лирическую мелодию - царицу романтизма - довольно бесцеремонно потеснил ритм. Мелодия, конечно, не сдалась без боя, но эпохе революций, мировых войн и стремительного научно-технического прогресса всё же больше подошёл саундтрек с чётким ритмом. Недаром человечество в ХХ веке так полюбило джаз, рок, рэп и "Болеро" Равеля.

Прокофьев с его рациональным умом (спорт, шахматы и автомобили были его страстью) понял это одним из первых. Вот шесть фрагментов из его сочинений, которые и сейчас производят сильное впечатление мощью своей ритмической энергии.

1. Токката (1912 год)

Эта пьеса не просто музыка, а настоящий манифест новых фортепианных звучаний.

Долой мистику фортепианного туше, педальных наплывов и поэтических грёз! Даёшь конструктивизм, энергию механической силы и эйфорию скорости! В конце концов, фортепиано - ударный инструмент.

Для справки:
Туше - это способ нажатия клавиш (прикосновения), влияющее на звук. А под "педальным наплывом" имеется в виду такой эффект, когда использование правой педали рояля образует длящиеся, висящие в воздухе звучания.

"Чертовски остроумно, колко, энергично и характерно. ... Не могу удержаться от вопля восторга!" - написал Николай Мясковский (композитор и друг Прокофьева) по поводу этой пьесы.

Действительно остроумно, если учесть, что эта футуристическая музыка полностью, до мелочей, соответствует духу и форме баховской токкаты. Прокофьев чтил традиционные структуры.

Юджа Ванг в своём типичном концертном наряде и с пуленепробиваемой техникой:



2. "Чужбог и пляска нечисти" из "Скифской сюиты" (1914 год)

После шумного парижского скандала с балетом Стравинского "Весна священная" Сергей Дягилев, отлично понимавший, что такое пиар, решил двигаться в том же направлении. Он заказал балет на похожую (языческую) тему молодому Прокофьеву.

Но результат (балет "Ала и Лоллий") его не устроил, и композитору пришлось переработать музыку в симфоническую сюиту. Она получила называние "Скифской".

Во второй части, где страшный Чужбог (этого "иностранного" бога придумал автор балетного либретто Сергей Городецкий) со своей армией нечисти идёт в наступление на скифов, Прокофьев не пожалел литавр и барабанов.

Уже на репетициях были пострадавшие.

"Я заставил Cass'y [барабаны] и литавры начинать елико возможно сильнее, те разъярились и закатили такой грохот, что их сосед, второй тромбонист, бледный, вскочил и закричал: "Я уйду!... Я уйду!... Я не могу выносить такого треску!" (из дневника Прокофьева).

На премьере ударник "разъярился" ещё пуще, и вошёл в такой раж, что порвал кожу на литаврах. А шокированный Глазунов демонстративно покинул зал.

Впоследствии "Чужбог и пляска нечисти" была в большом почёте у просвещённых рокеров. Её обработку сделали Emerson, Lake & Palmer, а Metallica только что выпустила новый альбом (S&M2), где они играют эту часть с симфоническим оркестром Сан-Франциско, да ещё с предварительной лекцией о Прокофьеве.

Здесь эта музыка звучит в исполнении оркестра Мариинского театра под управлением Валерия Гергиева. Прокофьев - его любимый композитор.



3. "Тревога" из музыки к спектаклю "Египетские ночи" (1935 год)

У Пушкина есть незаконченная повесть под таким названием. Александр Таиров - режиссёр Московского камерного театра - поставил спектакль по мотивам этого сочинения, присоединив к нему "Цезаря и Клеопарту" Бернарда Шоу и "Антония и Клеопатру" Шекспира. Клеопатру играла Алиса Коонен. Музыку к нему написал Прокофьев.

"Тревога" - это не самый известный фрагмент из его музыки, но он интересен тем, что кроме ударных инструментов в нём ничего нет. Только ритм.



4. "Ледовое побоище" из кантаты "Александр Невский"

Кантата "Александр Невский" - это великолепный продукт вторичной переработки музыки Прокофьева к одноимённому фильму Сергея Эйзенштейна.

В пятой части Прокофьев разворачивает батальное полотно - картину битвы крестоносцев и войска Александра Невского на Чудском озере.

Эту музыку нужно обязательно слушать живьём и видеть своими глазами, никакая запись не передаст её грандиозного акустического эффекта. А ударная группа в оркестре - это отдельное шоу.

Когда после напряжённого ожидания с карканьем воронов начинает мерно сотрясаться лёд под копытами конницы тевтонцев (это с отметки 1.40), а потом раздаётся басовое завывание тубы и хор начинает чеканить латинские псалмы, начинаешь понимать настоящее значение затёртого до дыр комментария на Ютубе: "аж муражки по коже!"

Здесь фрагмент этой части в исполнении оркестра Мариинского театра, дирижёр Валерий Гергиев.



5. Соната №7, третья часть (1943 год)

В первой части этой сонаты звучит бетховенский мотив судьбы. А её финал - знаменитое Precipitato ("стремительно") - это почти ритуальное торжество ритма, движение мощной позитивной силы против Зла и Хаоса.

Соната была написана в военные годы, когда Зло и Хаос имели совершенно конкретный облик.

Алексей Султанов потряс публику исполнением этой сонаты на XI конкурсе имени Чайковского.



6. "Танец рыцарей" из балета "Ромео и Джульетта" (1934 год)

Номер один из всех хитов Прокофьева, известный во всём мире так же, как и "Танец с саблями" Хачатуряна, тоже основан на магии монотонного чеканного ритма.

Кто только не использовал музыку рыцарей в своих целях: футбольные фанаты, авторы компьютерных игр, телевизионных программ и рекламы, не говоря уже о рок группах (The Smiths, Deep Purple, Emerson, Lake & Palmer, Muse) и рэперах.

Этот танец звучит на балу в доме Капулетти, но он гораздо больше, чем танец. Это воплощение непримиримости, на другом конце которой - смерть.

А в тихой середине, где Джульетта танцует с Парисом, Прокофьев создаёт по контрасту совершенно магическое ощущение хрупкой мечты и смутной тревоги.

Поскольку Кировский театр, а вслед за ним и Большой отказались ставить этот балет, Прокофьев сделал из этой музыки три симфонических сюиты. Они исполнялись задолго до советской премьеры балета в 1940 году. Во второй сюите "Танец рыцарей" получил название "Монтекки и Капулетти".
 


https://zen.yandex.ru/media/kultshpargalka/shest-fragmentov-iz-muzyki-prokofeva-kotorye-ubediat-vas-v-tom-chto-ritm-eto-strashnaia-sila-5f508cea1a1ddf47760a6267

Рубрики:  МУЗЫКА
Метки:  
Понравилось: 5 пользователям

дракоша52   обратиться по имени Четверг, 03 Декабря 2020 г. 23:08 (ссылка)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку