Лорин Мак Кракен (США)

В отдельные периоды истории мирового изобразительного искусства символика играла особо важную роль в идейно-образном содержании художественного произведения. Особенно заметная роль принадлежит символике цвета в искусстве средневековья, в условиях господства религиозных идеологий, когда интерес к тому или иному цвету поддерживался, в частности, и верой в магическую силу цвета.

Бальтазар ван дер Аст (нидерл.) Натюрморт с цветами и фруктами, 1620 [M

Антонио де Переда (исп.) Vanitas, 1634

 

Жан-Батист Моннуайе (фр.) Натюрморт с цветами и фруктами, 1665

     Это обстоятельство влияло и на цветопонимание у художников той эпохи, находившее свое выражение в соответствующих принципах гармонизации. Однако единой системы, устанавливающей определенное символическое содержание за каждым цветом, не существовало ни в одну эпоху. В каждой стране в известный исторический период складывалась своя символика, но даже и в этих ограниченных рамках она не была устойчива и имела отклонения. Например, в средние века красный цвет одновременно считался и цветом красоты и радости, и цветом злости и стыда. Черный – цветом скорби, печали, олицетворением тьмы и символом покаяния.

 

Виллем ван Альст (нидерл. 1626 -1683). Натюрморт с фруктами

 

Виллем ван Альст (нидерл. 1626 -1683). Птицы и охотничье снаряжение, 1664

 

Виллем ван Альст (нидерл. 1626 -1683). Цветы в вазе

 

Виллем ван Альст (нидерл. 1626 -1683). Цветочный натюрморт

 

Франсиско де Сурбаран (исп.) Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой, 1633

     Исследователи считают, что данная работа не просто натюрморт, а тонкая религиозная аллегория. Таким образом, автор изобразил Троицу, где роза без шипов выступает как символ непорочного зачатия, а вода в чашке и апельсины с веткой олицетворяют чистоту Девы Марии. Известно, что чашку с водой и розой на блюдце де Сурбаран продублировал в другой своей работе. исполненной в том же ракурсе, что данная картина.
    В качестве фона автор использовал чёрную драпировку и тёмно-коричневый стол, тем самым максимально сосредоточив внимание зрителя на «говорящих» элементах полотна.

     Разногласие в символическом содержании цветов в одну и ту же эпоху и в одной и той же стране, возможно, объясняется пересечением религиозной символики с народной. Если первая из них имела своим истоком религиозные учения, легенды и сказания, то народная символика была итогом отражения в сознании народа преимущественно красок окружающей природы. Основными цветами западноевропейской церкви были белый, красный, зеленый, черный, голубой. Белый цвет символизировал чистоту и непорочность, зеленый — надежду на бессмертие души, голубой — печаль, красный — кровь святого. Вместе с тем эта символика встречается и в сказках и легендах многих народов, где зелень является символом надежды, потому что связывается в нашем сознании с молодостью, ростом. Красный цвет символизирует любовь, потому что это цвет крови, огня. Белый — символ невинности, потому что это чистота, свет. Черный — символ траура, потому что связывается в сознании с мраком, тьмой.

Картины великого мастера голландского натюрморта Яна ван Хёйсума (нидерл. 1682 -1749)  

     В произведениях живописи символика выступает не только носителем дополнительной смысловой нагрузки, но и существенным образом влияет на эстетическое впечатление, производимое отдельным цветом и всей картиной в целом.

 

Ян Давидс де Хем (нидерл.) Цветы в стеклянной вазе с фруктами, ок. 1665

Корнелис де Хем (нидерл. 1631 -1695). Цветочный натюрморт

 

Абрахам Хендрикс ван Бейерен (нидерл.) Натюрморт, 1667

Жан-Батист Шарден (фр.) Кухонный стол, 1755

 

Рафаэль Пил (США). Натюрморт с сельдереем и фруктами, 1816

 

Хруцкий Иван Фомич (Трофимович) (1810 -1885). Цветы и фрукты. 1836

Хруцкий Иван Фомич (Трофимович) (1810 -1885). Фрукты и цветы

Хруцкий Иван Фомич (Трофимович) (1810 -1885). Мясо и овощи. 1842

 

Хруцкий Иван Фомич (Трофимович) (1810 -1885). Цветы и плоды

Гюстав Курбе (фр.) Корзина цветов, 1863

Милн Рамзей (США). Натюрморт с розами, 1887

 

Анри Фантен-Латур (фр.) Осенние цветы, 1861

Анри Фантен-Латур (фр.) Натюрморт с анютиными глазками, 1874

 

Анри Фантен-Латур (фр.) Натюрморт с бальзаминами, персиками и абрикосами, 1877

https://obiskusstve.com/1387040444714846544/natyurmort-na-temnom-fone/